17 октября — 29 декабря 2018 года. Выставка «Мода русского модерна»
…входим в зал ожидания Витебского вокзала, поворачиваем направо, поднимаемся по лестнице вверх… приближаемся к картинному залу…. При входе, первое, что бросается в глаза невероятная цветовая гамма: теплые оттенки коричневого, бежевого, голубого, зеленого, нейтральный белый, яркий красный…
В ряде трудов по истории костюма период конца XIX – начала ХХ веков именуется как «belle époque» (расш. как прекрасная эпоха – прим. авт.). Трактовка этого словосочетания практически везде сходна – в центре моды указанного периода была женщина, выступавшая в образе цветка­ - «нежной фиалки, робкой незабудки, благоухающей орхидеи…».
Этот образ дополнялся изысканным декором, обилием бижутерии, роскошными тканями, немыслимыми при­ческами, а также «стремлением подчеркнуть богатство и разнообразие одежды», что в свою очередь достигалось умелыми руками работников ателье и портновских мастерских. В данном случае была бы к месту крылатая фраза «лучше один раз увидеть, чем множество раз услышать».
Экспозиция выставки «Мода русского модерна» говорила сама за себя – для самого стороннего зрителя осознание образа той самой «женщины из прекрасной эпохи» происходило само собой.
Специалистам, трудившимся над созданием выставки, удалось сделать ряд важных вещей. Первое – обеспечить доступность выставочного помещения. Для посещения выставки не обязательно было выбирать время на выходных – можно было заглянуть после рабочего дня. Территориальная доступность Витебского вокзала позволяла это сделать любому жителю Санкт-Петербурга, как впрочем, и туристу.
Второе – был сделан бесплатным вход для любой категории населения. Третье – зрителю была представлена простая и одновременно глубокая по содержанию экспозиция, показавшая истинную красоту «прекрасной эпохи».
Об экспозиции расскажем несколько подробнее. Главной особенностью этого проекта стало полное визуальное погружение в историю костюма указанного периода при отсутствии сопроводительного текстового материала. В зале разместились около пятидесяти комплектов костюмов, помещенных в стеклянные боксы с мягкой подсветкой.
Употребляя термин «комплекты» хотелось бы отметить, что большинство костюмов действительно представляли собой оригинальные полные комплекты конца XIX – начала ХХ веков, включавшие несколько «этажей» верхней одежды, головной убор, обувь и аксессуары, что само по себе впечатляло.
На стеклянные боксы перед костюмами были помещены прозрачные этикетки с кратким текстом, например, «Мужской костюм из сукна. Россия, 1890-е гг.». Такой текст и прозрачный материал этикетки, расположенной на стекле, позволял зрителю полностью сосредоточиться на музейном предмете. Абсолютное большинство в экспозиции составлял женский костюм, которому значительно уступал детский. В меньшинстве оказался мужской костюм – не более пяти комплектов.
Это объясняется тем, что мужская мода в 1890 – 1910 – е годы была довольно стабильной стилистически, смена тенденций происходила либо плавно, либо вовсе отсутствовала. С другой стороны, исходя из личного опыта формирования коллекции костюма, по ряду причин дореволюционный мужской костюм сохранился значительно хуже, нежели женский.
Возвращаясь к экспозиции, хотелось бы отметить, что погружению в историю способствовало и само помещение картинного зала Витебского вокзала. Богато декорированный зал, украшенный пятью живописными панно кисти Н.С. Самокиша и Е.П. Самокиш-Судковской, в начале ХХ века служил залом ожидания для пассажиров первого класса, что дополнительно позволило посетителям выставки ощутить дух ушедшей эпохи.